Гидравлические насосы
Основой современной строительной дорожной техники является её гидросистема. Основой гидросистемы является гидронасос. Не вдаваясь в технические особенности конструкции и принципа действия того или иного насоса, хочется обратить внимание на те обстоятельства, которые приводят к неприятным фактам поломки этого, подчас очень дорогостоящего узла.
В технической документации на каждый механизм указаны графики техобслуживания оборудования с заменой фильтрующих элементов и заменой или очисткой рабочей жидкости, как правило, это гидравлическое масло. Элементарный расчет показывает, что при работе минимум 8 часов в смену за год нарабатывается около 2000 моточасов. Графики тех обслуживания рекомендуют замену фильтров и масла через 1000 часов. Ранее в отечественной технике была рекомендация сезонной замены рабочей жидкости с заменой фильтроэлементов. В этом была большая практическая польза. В настоящее время используются всесезонные рабочие жидкости, которые зависят в большей степени от региона использования (север, средняя зона, тропики ). Смена сезона всегда приводит к всевозможным проблемам, связанным с тем, что в каждой ёмкости, в не зависимости от её использования обязательно накапливается влага.
Хочу описать один случай из своей практики. Насосная станция высокого давления, 350bar, находится в Московском регионе. Станции около 3 лет, но наработка всего около 500м/ч, запускается в работу в конце октября. При запуске обнаруживается повышенная вибрация, и давление не поднимается выше 80bar. Проверка предохранительных клапанов результата не дала. Слили рабочую жидкость, демонтировали насос, обнаружили обрыв поршня насоса.
В результате длительного хранения в рабочей жидкости накопился конденсат, вода попала в корпус насоса, замерзла. Результат виден на фотоснимках. Достаточно было нагреть станцию перед запуском и насос бы, не пострадал. Своевременная сепарация или замена рабочей жидкости также предохранила бы насос.
Опыт эксплуатации и ремонта гидронасосов подсказывает обращать особое внимание на один общеизвестный момент. Аксиально-поршневые, радиально-поршневые и особенно лопастные насосы должны иметь определённый подпор во всасывающей линии. Первый пуск насоса должен производится при гарантированном заполнении корпуса насоса рабочей жидкостью. В противном случае насос «сгорает», что отчетливо видно на дефектных деталях.
На снимке отчетливо видны следы перегрева, что свидетельствует об отсутствии рабочей жидкости в корпусе насоса.
Такая же учесть постигла аксиально-поршневой насос, при этом обслуживающий персонал, как правило, утверждает, уровень рабочей жидкости всегда достаточный.
Детали даже оплавлены, что возможно только при очень высокой температуре.
Неоднократно к нам обращались наши клиенты, сообщая, что в районе расположения насосов на оборудовании появился посторонний характерный шум. Как правило предложение открыть пробки выпуска воздуха из корпуса насосов устраняют подозрительный звук. Вместе с этим мы рекомендуем проверить фильтра элементы и заменить их на сапуне гидравлического бака. Использование аксиально- и радиально-поршневых насосов предполагает иметь подпор рабочей жидкости во всасывающей магистрали и соответствующий уровень рабочей жидкости.
На распределителе этого насоса отчетливо видны следы кратковременной работы без рабочей жидкости. Этот насос удалось восстановить, практически без ущерба его работоспособности, так как обслуживающий персонал оперативно среагировал на посторонний шум.
Публикуя этот материал, я хочу обратить внимание всех заинтересованных лиц, что соблюдая элементарные требования по эксплуатации можно работать без досадных проблем. В организациях, где к профилактическим мерам относятся с должным вниманием, техника работает, без досадных поломок, длительное время.